19 Сентябрь16:45 МСК
USD57,62+0,09 EUR68,75+0,17
Печатать
12 мая 201707:00

«Сталинградская мадонна» в Рязанском Кремле может дать отпор всем критикам

«Сталинградская мадонна» в Рязанском Кремле может дать отпор всем критикам
434 0 0

В статье «Сталинградская мадонна» в Рязанском кремле под обстрелом критики», опубликованной на портале независимого издания «Рязанская пресса» 10 мая, шла речь о том, что несколько сетевых ресурсов подвергли гневной критике открывшуюся в Рязанском Кремле выставку  «Сталинград 1942–1943 годы глазами художников», на которой представлено более 80 рисунков, сделанных непосредственно на фронте, в перерывах между боями.

Формальным поводом для критических заметок стал тот факт, что в экспозиции картины и рисунки советских художников-профессионалов и любителей соседствуют с работами двух солдат германского Вермахта – австрийца Ханса Лиска и немца Курта Ройбера.

Напомню, что все экспонаты поступили из государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» в Волгограде. Однако это не помешало Сергею Кронову написать для портала ИА REGNUM буквально следующее:

«Само решение поместить рядом с полотнами, прославляющими подвиг советского солдата, картинки-зарисовки поработителей, пришедших к нам тогда грабить и убивать, — похоже на символ желания любой ценой примирить нашу совесть, память и честь с той черной силой, что пыталась превратить нас в рабов…»

«Никакое примирение не может быть основано на размывании грани между преступниками-захватчиками и героями-защитниками», — говорится в публикации собкора ИА «Красная весна».

Согласитесь, очень громкие заявления.

А теперь по существу

В Вермахте был отдельный вид войск. Это пропагандисты. Солдаты-пропагандисты должны были уметь не только писать репортажи, снимать эффектные фотографии и не менее эффектные кинокадры, рисовать фронтовые пейзажи. Они проходили и обычную военную подготовку немецкого пехотинца. В нашей стране фронтовые корреспонденты тоже проходили военную подготовку и получали офицерские звания, но все же, следует признать, в отдельный род войск пропагандистов у нас никто не выделял. Что ж, Йозеф Геббельс решил, что Вермахту пропаганда нужна именно как род войск… О чём позже будет намекать в своих сочинениях Джордж Оруэлл.

У Адольфа Гитлера были свои представления о живописи — они сформировались в ту пору, когда он был нищим уличным художником и зарабатывал на жизнь, рисуя достопримечательности Вены. До 30 января 1933 года вкусы бывшего художника и бывшего ефрейтора могли немцев не волновать, но после того, как он стал рейхсканцлером, его представления об искусстве стали для немцев единственно верными. «Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации» — говорил он. Все, что нравилось фюреру, было живописью, а все то, что по каким-то причинам не нравилось — «дегенеративным искусством».

До войны немецкие художники усердно рисовали сельские пейзажи, немецких рабочих и крестьян, обнаженных немок. А с первыми залпами новой мировой войны многие художники переключись на батальную тематику.

Разумеется, они не рисовали расстрельные рвы, виселицы или деревни, сожженные вместе с жителями. На их картинах немецкие солдаты не воевали с безоружными и беззащитными. Немецкие художники много и охотно рисовали танки, самолеты и прочую военную технику. И, надо заметить, получалось похоже.

Австриец Ганс Лиска был, пожалуй, самым известным немецким художником, работавшим в годы Второй мировой. Всю войну он прослужил в одной из рот пропаганды.

Следует отметить, что обширный пласт национал-социалистского изобразительного искусства естественно был посвящён войне. Пожалуй, это тематическое направление в живописи Третьего Рейха было наиболее естественным и одухотворённым, так как рождалось не в рамках имперских культурных программ, а на полях сражений, в крови, дыму, пыли, под бдительным оком смерти.

Судя по уцелевшим картинам, эскизам и рисункам, тема войны давалась авторам наиболее легко, можно сказать, что писалась она на одном дыхании, становясь реакцией человеческого естества на смерть и хаос шести бесконечных военных лет.

Немецкая военная тематика более индивидуальна и менее напыщенна, чем все остальное в изобразительном искусстве Третьего Рейха. В ней больше человечности и практически нет официальной идеологии, если не считать идеологией тему подвига, стойкости, самопожертвования, дружбы, мужского военного братства.

На рисунках Ганса Лиска, изображающих войну, практически нет масштабных батальных сцен столкновения в смертельной схватке огромных человеческих масс. В них нет грандиозности и пафоса. По большей части это батальные зарисовки и портреты солдат и офицеров, а также работы, изображающие небольшие группы людей, чьи тела сплетены в экспрессивной динамике общей борьбы.

Сергей Кронов называет этих людей «поработителями». Всех вместе взятых.

Давайте разбираться дальше

Русскому культурному человеку в своих воззрениях на «тоталитарное искусство» особенно важно избавиться от кандалов идеологических клише, поскольку искусство нашего собственного недавнего советского прошлого требует к себе взвешенного подхода и трезвого понимания.

Эстетическое родство между искусством Германии и СССР 1930 – 1940 гг., сходство процессов в художественной жизни этих государств поистине впечатляюще. Вообще, в гитлеровской и сталинской империях многое поразительно совпадало.

Как в Германии, так и в Советском Союзе царил тоталитарный режим с присущим такому общественному строю культом личности диктатора (фюрера или вождя), с занимавшей монопольное положение и игравшей «руководящую роль» единственной партией, с практически безвластными, в сущности, фиктивными и выполнявшими чисто демонстративные функции представительными органами – Рейхстагом и Верховным Советом, с жесточайшей репрессивной системой и массовым террором, осуществляемым, в том числе, через сеть концлагерей.

Способы «классовой борьбы» в СССР, в сущности, ничем не отличались от приемов «расовой борьбы» в Третьем рейхе, а идеологические системы коммунизма и национал-социализма роднила, кроме того, антихристианская сущность и их общее стремление играть роль новой религии в общественном сознании.

И вот теперь поговорим о другом художнике, «Сталинградскую мадонну» которого уже давно даже православные священники называют Матерью Примирения и Прощения.

Представим, Cталинград, мороз, темнота. Той рождественской ночью — с 24 на 25 декабря 1942 года — врач Курт Ройбер развернул перед собой в землянке русскую школьную географическую карту.

Его не интересовали русские земли — он развернул карту чистой стороной к себе. Тусклая лампа мерцала над белым бумажным полем — белым, как та бескрайняя, жгучая и зимой, и летом сталинградская степь, в которую занесла его судьба. Рядом, в госпитальном бункере, умирали от голода и ран однополчане. Раненые попросили доктора, чтобы он нарисовал им в подарок рождественскую картинку.

Доктор Курт взял в руку кусок угля, поднес его к белому листу… Что может произойти в маленькой холодной землянке от соприкосновения угля и бумаги? Свершилось чудо. Появился на свет рисунок Богоматери. Ему выпала судьба стать иконой, которую назовут «Сталинградской Мадонной».

Укутанная в черный плащ Богоматерь нежно держит на крепкой руке ребенка, склонившись над ним. Защищенный теплом ее тела и рук младенец безмятежно спит. Ее материнское объятие защищает его от ужасов жизни и смерти. Изнутри мистического круга, который образует фигура склоненной над Иисусом Девой Марией, идет свет. Вокруг фигур надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad»«Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград». Мадонна утешала, жалела, прощалась и прощала. Это было примирение среди войны.

В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь — знак свыше, посылаемое небесами спасение.

«Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене, — писал Курт Ройбер в одном из своих писем. — Весь рождественский праздник прошел под впечатлением от рисунка и слов, обрамляющих его: свет, любовь, жизнь».

Но по злой ли иронии судьбы или согласно приговору истории, обжалованию не подлежащему, именно 25 декабря 1942 г. стало днем, когда ловушка захлопнулась. Армия Паулюса, согласно приказу немецкого командования, начиная с 19 декабря, пыталась в последний раз прорвать окружение русских. Однако именно 25 декабря, в католическое Рождество, капкан захлопнулся — кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось.

Позднее в своих мемуарах фельдмаршал Манштейн напишет о тех событиях: «Чего не могли сделать тягчайшие бои, жестокий голод и лютые морозы русской степи, то довершил советский плен. Такова была судьба этих солдат…» Такова оказалась и судьба офицера вермахта, главного врача больничного бункера Курта Ройбера. Он не дотянул даже до конца войны — умер 20 января 1944 г. в советском лагере для военнопленных под Елабугой.

Будучи пастором Курт Ройбер до войны, конечно же, читал проповеди, в которых порой открыто критиковал национал-социализм. Однажды он устроил скандал на всю округу, отправившись в соседнюю большую общину, где демонстративно примерял костюм у еврея-портного. Каким чудом удалось ему избежать участи своих коллег-священников — нацистского концлагеря — неизвестно.

На фронте, в России, Курт Ройбер продолжал идти своими путями. Он рисовал русских женщин, стариков, детей. «Каждое лицо для него было прозрачным…» — скажет потом его жена, до которой дошло 150 изображений «людей Востока». Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. И продолжал оставаться для всех священником. В письмах он с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде.

Пришло время — и Курт Ройбер с однополчанами оказался в окопах Сталинграда в кольце смерти. Он писал домой: «Мы зарылись глубоко в землю, которую так бесконечно любим. Все остальное, я знаю, зависит от судьбы…»

В плену он не терял присутствия духа. Здесь он нарисовал еще одну Деву Марию — «Мадонну заключенную». Она так же крепко держит в руке дитя, но как изменился ее лик! Это изможденное страданием лицо рано постаревшей женщины, глаза, полные ужаса… Незадолго до своей смерти Курт Ройбер переслал из Елабуги в Германию своей семье свой последний рисунок — «Елабужскую Мадонну».

Умер Курт Ройбер 38 лет от роду. Истина — в конце. Но, собственно, что считать финалом? Ведь рисунки Курта выжили. Тяжело раненный друг Курта — командир 16 танкового полка — вывез их из России. Он спасся на последнем самолете, которому суждено было вырваться из сталинградского «котла». Землянка, в которой была написана и некоторое время находилась «Сталинградская мадонна», была уничтожена через неделю прямым попаданием бомбы.

«Сталинградская Мадонна» находится теперь на родине Ройбера, в храме Поминовения, в центре Берлина. В 1990 г. ее освятили церковные иерархи трех городов Европы, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятель англиканского собора в Ковентри, епископ из Берлина и архиепископ Волгоградский и Саратовский Пимен.

Волгоградский художник Владислав Коваль посвятил «Сталинградской мадонне» одну из своих работ. Вот, что он сам говорил об этом:

«Несколько лет назад священник волгоградского католического собора Альфред Манько обратился ко мне с просьбой выполнить копию с рисунка немецкого пастора и врача Курта Ройбера. Когда я стал работать с ксерокопией рисунка, меня поразило то, что я увидел. Расфокусировав взгляд, как это делают художники, чтобы обобщить детали и перенести характер рисунка на полотно, я увидел… лицо немца Курта Ройбера. Разумеется, сам Курт этого не делал, но для меня, как основоположника того направления, в котором я работаю, это было лучшим решением темы, которую я собирался писать. На следующий день я проснулся с идеей создать картину, посвященную «Сталинградской Мадонне» Ройбера. Немецкие солдаты на моей картине — уже не захватчики, а просто воины, которые, вероятнее всего, останутся в этом окопе навсегда. Но последняя их надежда — вера в Бога, которого они вспоминают в последние минуты своей жизни, а вовсе не в Адольфа Гитлера. Уж он-то здесь абсолютно ни при чем. Немецкие солдаты вызывают жалость, они закутаны в платки, они перестают быть бравыми рыцарями рейха. Ноги Богородицы Курт Ройбер нарисовал обнаженными, постаравшись сказать тем самым, что она точно так же как они, немецкие солдаты в окопе, замерзает и кутает своего младенца, пытаясь спасти его от лютого сталинградского мороза. Она — с ними и среди них, в этом окопе близка и понятна как никогда раньше в их жизни».

Это знаковая работа, считает Владислав Коваль. Картина была написана за день, накануне католического Рождества и перед годовщиной победы в Сталинградской битве.

«Тем, кому было 20 лет в то время, сейчас по 90, их — единицы, — говорит художник. — Эта картина — и Прощание, и Прощение… Кстати, копия рисунка Курта Ройбера находится в волгоградском католическом храме Святого Николая: ее привезли в 1993 году приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию Сталинградской битвы, бывшие воины-австрийцы».

Без комментариев никак не обойтись

Языческая сущность национал-социализма не вызывает никакого сомнения. Языческого характера церемонии, языческая мифология и эстетика в годы правления нацистов в Германии все глубже проникала в сознание немцев, и прежде всего нового поколения «истинных арийцев», на идеологическую обработку которого и были направлены основные усилия всей пропагандистской машины Рейха. В итоге, политическое движение, провозглашавшее своей целью избавление германского общества от подрывной скверны либерализма и большевизма, внесло свою собственную весомую лепту в разрушение и без того уже непрочных традиционных христианских основ в мировоззрении немецкого народа.

В некоторой (впрочем, относительно небольшой части) этот антихристианский пафос взращиваемой в Третьем рейхе «германской веры» проник и в его искусство, и именно в этой части это искусство является неприемлемым для носителей традиционного христианского, прежде всего, православного мировоззрения, которое разделяет и автор этих строк.

Антихристианские языческие мотивы и культ вождей, безусловно, должны быть отвергнуты, как в искусстве национал-социализма, так и в том наследии, что досталось нам от советского социалистического реализма. Образцы такого разрушительного искусства должны быть изъяты из культурного оборота. Из сферы современных художественных образов должен быть изгнан сатанинский огонь нацистских свастик и коммунистических пентаграмм.

В тоже время, все здоровое и художественно ценное, что содержало в себе искусство Третьего рейха, как и лучшее из того, что было создано в Советской России, должно быть реабилитировано и взято на вооружение носителями традиционных ценностей.

Для нашей страны эта проблема более актуальна, чем для Германии, где в борьбе за «денацификацию», к сожалению, были допущены серьезные перегибы; там в свое время, как гласит немецкая пословица, вместе с грязной водой зачастую выплескивали и ребенка. У нас другая крайность, в деле российской «декоммунизации», по большому счету, как принято говорить в нашем народе, еще и конь не валялся.

Ведь именно в нашем Отечестве продолжают возвышаться на площадях и проспектах монументы «вождю мирового пролетариата», а его мумия уже без малого девять десятков лет оскверняет духовную атмосферу Третьего Рима.

Наши коллеги в соцсетях после публикации статьи «Сталинградская мадонна» под обстрелом критики» обратились к своим друзьям с предложением поделиться комментариями по существу вопроса.

И вот мнения некоторых довольно известных блогеров.

Сергей Бизюкин – кандидат исторических наук, общественный деятель:

«Попытки политизировать искусство не имеют под собой конструктивного основания. Стремление к примирению, к гармонизации отношений и исторической памяти у меня вызывает только уважение. Надо извлекать из истории уроки. И главный из них – мир лучше войны, любовь лучше вражды».

Пользователь под ником Ольга:

«В мире черного и белого сложно жить, чувствуя полутона. Но такая аудитория тоже есть. С какой легкостью нобелевского лауреата Кнута Гамсуна, которого носили на руках, обвинили в пособничестве нацистам. А ему место было уже явно в психушке. И очень трудная жизнь за плечами. Я читала воспоминания его Марии, второй жены. Про то, как он не рад был своему же неуместному про-нацистскому активизму тоже, когда начались реальные военные действия, холокост и т.д. Теперь Гамсуна мне нельзя читать? Потому что мой дед защищал Сталинград и был контужен на Мамаевом кургане? Да он был гуманней всей своры нынешних «активистов» вместе взятых! Я, кстати, Гамсуна тоже не особо люблю) он сам себя боялся. Человек всегда боится собственных демонов. Ну, если не приходят реальные внешние демоны с промытым мозгом и не начинают в плановом порядке физическое уничтожение людей. По графику: евреи, цыгане, славяне. Всякие политруки – это вообще впристежку. Но сама тема всегда была интересной: это все та же достоевщина, но на лютеранский лад) А как же Христос прощал? И приходим мы к тому, что на войне рефлексии категорически вредны. А после – если человек перестает меняться в течение жизни, то он умер уже».

Людмила Кибальникова - руководитель рязанского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ»:

«Мы продолжаем поздравлять ветеранов и тружеников тыла, объезжаем их с подарками, говорим им теплые слова, благодарим их. Мы в неоплатном долгу перед ними. Критика же празднования Дня Победы не может не вызывать оторопь и недоумение. Стоит ли на эту дискуссию обращать внимание? Отношение подавляющего большинства к подобным проявлениям выразил Леонид Агутин. Он жестко ответил таким критиканам в своем стихотворном обращении к клеветникам 9 мая. По-мужски. И получил всенародную поддержку. Может, они задумаются о том, что всему есть предел и что лучше заняться делом, нежели пустословием».

Владимир Воркуль – москвич, окончил ЛГИТМИК, работал на Мосфильме:

«А что говорить?Г-н Кронов воинствующая бездарность из разряда уря патриотов. Просто самипиарится. Сейчас,к сожалению это модно.Вообщем малограмотная дешевка. Птицу видно по помету))))».

Грамматика, пунктуация и орфография авторов.

Независимое издание «Рязанская пресса» обращается ко всем своим читателям: высказывайтесь по этой теме, ваше мнение нам важно знать, самые интересные комментарии мы опубликуем в следующей статье о сталинградских фронтовых художниках.

Михаил Фильчак Автор Михаил Фильчак

Сюжеты по теме

13 апреля 2017
Сегодня рязанцы могут опять полюбоваться на картины Никоса Сафронова Сегодня рязанцы могут опять полюбоваться на картины Никоса Сафронова
13 апреля 2017
Никос Сафронов просто очень ценит рязанцев за их умение смотреть в будущее с надеждой Никос Сафронов просто очень ценит рязанцев за их умение смотреть в будущее с надеждой
01 мая 2017
Главная проблема российского футбола Главная проблема российского футбола

Рекомендуем

14 сентября 2017
Руководитель команды «Их разыскивает милиция» Владимир Нечаев: «КВН – это не для слабонервных!» Руководитель команды «Их разыскивает милиция» Владимир Нечаев: «КВН – это не для слабонервных!»
07 сентября 2017
В Рязани пройдет акция по раздельному сбору мусора В Рязани пройдет акция по раздельному сбору мусора
06 сентября 2017
Рязанские полицейские рассказали, как не стать жертвой велоугонщиков Рязанские полицейские рассказали, как не стать жертвой велоугонщиков
Все рекомендации

Комментарии (0)