19 Сентябрь16:44 МСК
USD57,62+0,09 EUR68,75+0,17
Печатать
10 мая 201712:45

"Сталинградская Мадонна" в Рязанском Кремле под обстрелом критики

"Сталинградская Мадонна" в Рязанском Кремле под обстрелом критики
631 0 0

Выставка в Рязанском Кремле подверглась жёсткой критике. Поводом для этого послужили наброски австрийского художника, солдата-пропагандиста Ханса Лиска и работы немецкого военного врача Курта Ройбера.

Об этом пишет рязанское бюро «НГ».

5 мая в историко-архитектурном музее-заповеднике Рязанский кремль открылась выставка «Сталинград 1942–1943 годы глазами художников», на которой представлено более 80 рисунков, сделанных непосредственно на фронте, в перерывах между боями. Об этом уже сообщало независимое издание «Рязанская пресса».

Выставка во дворце князя Олега посвящена 75-летию Сталинградской битвы. В экспозицию вошли как произведения, созданные известными художниками — членами Студии батальной живописи имени Грекова Петром Барановым, Сергеем Годыной, Евгением Комаровым, Павлом Кирпичёвым, так и непрофессионалами - Вадимом Лойко, Юрием Ворогушиным.

Кроме того, на выставке присутствуют рисунки, сделанные по другую линию фронта — это наброски австрийского художника, солдата-пропагандиста Ханса Лиска и работы немецкого военного врача Курта Ройбера, создавшего знаменитую «Сталинградскую мадонну» — это единственное произведение, представленное на выставке в виде копии, все остальные — подлинники.

Не смотря на то, что все экспонаты поступили из государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» в Волгограде, выставка вызвала неоднозначную реакцию.

И вот, что написал в своей статье, размещенной на ленте ИА REGNUM Сергей Кронов:

«Само решение поместить рядом с полотнами, прославляющими подвиг советского солдата, картинки-зарисовки поработителей, пришедших к нам тогда грабить и убивать, — похоже на символ желания любой ценой примирить нашу совесть, память и честь с той черной силой, что пыталась превратить нас в рабов…»

«Никакое примирение не может быть основано на размывании грани между преступниками-захватчиками и героями-защитниками», — говорится в публикации собкора ИА «Красная весна».

Статья Сергея Кронова называется очень устрашающе - «Отстирываем нацизм. Недорого», а подзаголовок просто бьёт не в бровь, а в глаз - «Если сильно повезёт, пристроимся потом здесь гауляйтерами при культурном иноземном хозяине». И вот эта статья получила самое широкое распространение в паутине Интернета. Суть её сводится лишь к одному — «Эти рисунки нацистов, выставленные в сакральном месте, крепости Рязанского кремля суть документы, обличающие фашизм».

Автор же публикации на сайте рязанского бюро «Новой газеты» указывает на то, что «На фоне критики отходит на задний план тот факт, что отдельный стенд выставки включает имена рязанцев, участвовавших в Сталинградской битве и занесенных на знамена в зале воинской славы на Мамаевом кургане». И в тоже самое время автор приводит слова музейных работников - «Фронтовые рисунки могут рассказать о войне то, что не написано в приказах и донесениях», тут же делая свой персональный безутешный вывод — «…после такой жесткой критики к ним уже мало кто прислушается».

Отчего же, очень даже есть кому прислушаться к этим мнениям совершенно неизвестных широкой публике авторов.

Не будем разворачивать широкую полемику и устраивать лишние дебаты. Просто к сведению всех приведём несколько фактов.

О членах Студии батальной живописи имени Грекова, думается, рассказывать много не следует, потому что об этих художниках знают не только специалисты, но и просто люди, интересующиеся искусством.

Юрий Ворогушин — уроженец Города-Героя Тулы, до войны работал в редакции областной газеты «Коммунар», в рядах Красной Армии с марта 1942 г, прошёл с редакцией газеты «За Родину» 64-й (7-й гв.) армии боевой путь от Сталинграда до Праги, на фронте делал газетные зарисовки, карикатуры, плакаты, портреты героев. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После войны вернулся в Тулу. Заслуженный художник РСФСР.

Вадим Лойко — петербуржец, в начале 1930-х годов окончил Ленинградскую военно — теоретическую школу лётчиков.

С 22 июня 1941 года в действующей армии. По 17 ноября 1941 года сражался на Ленинградском фронте в составе 191-го ИАП, где летал на И-16 и «Харрикейне»; с 12 марта по 15 апреля 1942 года — на Калининском фронте, уже в составе 436-го ИАП  (позднее преобразованного в 67-й Гвардейский ИАП), где летал на «Киттихауке» и «Аэрокобре»; с 29 мая по 16 июля 1942 года — на Западном и Юго — Западном фронтах; с июля по август 1942 года — на Сталинградском фронте; с 22 ноября 1942 года — на Северо — Западном фронте; с марта по апрель 1943 года занимался перегонкой самолётов «Аэрокобра» на Северо — Западный фронт; с мая 1943 года — на Центральном фронте.

Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка по воздушно — стрелковой службы. К концу войны Гвардии майор Вадим Лойко лично сбил в воздушных боях 5 самолётов противника лично и 1 — в группе с товарищами. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и несколькими боевыми медалями.

Так с кем же им никак нельзя примириться, рядом с чьими рисунками их работы не могут быть размещены в одной экспозиции?

Ганс Лиска — уроженец Вены, закончил Венскую Школу Прикладных Искусств, где его наставником был Бертольд Лёффер — друг знаменитого художника Оскара Кокошки. По окончании этой школы Лиска продолжил обучение в Швейцарии и в Мюнхене. Весьма успешно складывалась его биография и карьера как до войны, так и после её окончания, о чём красноречиво свидетельствует тот факт, что он заключил выгодный контракт с концерном Mercedes-Benz. Умер в преклонном возрасте.

На передовую Ганс Лиска попал в составе одной из рот пропаганды. Такие роты придавались каждой немецкой армии. Это были подразделения, обладавшие некоторой свободой действий — они могли сами выбрать тот участок фронта, на котором им освещать военные действия. Часто рота разделалась на отдельных бойцов, которые действовали в составе самых обычных подразделений Вермахта. Судя по рисункам, Ганс Лиска далеко не всегда искал вдохновения в тылу, он имел представление и о переднем крае. Его рисунки публиковали не только ведущие немецкие журналы, такие как Signal, но и журналы нейтральных стран. За годы войны были изданы два сборника его рисунков.

Курт Ройбер - родился 26 марта 1906 года, в немецком городе Касселе в небогатой крестьянской семье. Родители Курта были набожны, вследствие чего он получил воспитание, соответствующее как крестьянским традициям, так и религиозным ценностям.

Склонность к рисованию у мальчика проявилась рано, но вопреки своим художественным интересам учиться он идет не в художественную академию, а на теолога в университеты Марбурга и Тюбингена, поскольку это обучение было бесплатным. По вечерам после занятий он посещает курсы рисования. В Касселе он познакомился с Альбертом Швейцером, автором всемирно известных трудов по истории христианства и философии культуры.

По окончании учёбы Ройбер служит в церкви села Вихманхаузен, разрываясь при этом, что ему выбрать — медицину или церковь. Дилемму разрешил его наставник Альберт Швейцер: Курт Ройбер начал служить в немецкой глухомани на реке Швальм. Здесь он под «влиянием» местных природных красот вернулся к рисованию. Интерес к медицине тоже взял своё: он изучает её в Марбурге, и в 1933 г. защищает диссертацию, а в 1938 г. — докторскую на тему «Этика врачующего сословия». С этого момента день доктора Курта Ройбера разделён следующим образом: полдня он работает в клинике, полдня посвящает церкви — читает проповеди. Времени на рисование почти не оставалось.

Потребность во фронтовых врачах привела к тому, что в октябре 1939 г. Курта Ройбера призвали на военную службу на Балканы. Работая в госпиталях и санитарных поездах, он прошёл Румынию, Болгарию и Грецию, где был ранен.

После излечения он был отправлен в район сосредоточения войск вермахта перед нападением на СССР. С лета по зиму 1941 г. врач Курт Ройбер обслуживал участки оккупированной территории, знакомился с русскими людьми, рисовал их. До лета 1942 г. он сделал около 150 рисунков, которые во время отпуска привёз домой. Позже рисунки, сделанные Куртом Ройбером под Сталинградом, были вывезены его командиром. В 1942 году Курт Ройбер оказался среди тех, кто участвовал в битве под Сталинградом.

После окончания битвы под Сталинградом Курт Ройбер попал в лагерь НКВД № 97 в городе Елабуга, где умер 20 января 1944 года.

Самая известная работа Курта Ройбера — Сталинградская Мадонна.

Теперь без лишней демагогии зададим простой вопрос критикам: Что делать? Выбросить рисунки и картины двух признанных германских мастеров на помойку? Может быть, сжечь? Помните, нацисты сжигали книги. А работы вышеупомянутого Оскара Кокошки, например, и многих его друзей и товарищей Йозеф Геббельс назвал «мазнёй дегенератов».

И как быть с трудами Генриха Бёлля?

Генрих Бёлль — Нобелевский лауреат по литературе 1972 года, во время Второй Мировой войны 1939—1945 года пехотинцем воевал во Франции, участвовал в боях на Украине и в Крыму. Нобелевскую премию, кстати, получил за роман «Групповой портрет с дамой», в котором, как пишет Википедия, « писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века».

Может быть, и его книги тоже бросить в костёр? Почему бы и нет, уж коли некоторым критикам не нравится, что рисунки двух солдат вермахта размещены в одной экспозиции с работами советских солдат, и ни о каком «примирении», по мнению критиков, и речи быть не может.

Однако следует вспомнить, что раскрутку выставочной темы дало именно рязанское бюро «Новой газеты», которая, между прочим, своих читателей призывает высказываться по поводу этих критических замечаний в комментах. А, может быть, и не только постами в соцсетях отреагировать. Ведь по поводу сноса практически разрушившегося до основания дома купца Коровкина напротив Центрального рынка в Рязани устроил же один известный рязанский общественник 9 Мая одиночный пикет.

С т.н. «домом Циолковского» у рязанской несистемной оппозиции ничего не вышло — народные массы не пошли на поводу у «белоленточников» и «несогласных» и не стали строить баррикады в центре Рязани. Никто не приковал себя наручниками к дверям Дома правительства на улице Астраханской в знак протеста против «незаконной застройки села Константиново». И вот накануне Дня Победы ещё один вброс — тема очень настораживающая, конфликт на лицо: «в сакральном месте» рядом висят рисунки солдат Вермахта и Красной Армии. Как же так, надо бить в набат…

Всё объясняется чрезвычайно просто: 2017 год — год выборов. Комментарии излишни.

 

 

 

Михаил Фильчак Автор Михаил Фильчак

Сюжеты по теме

05 мая 2017
Андрей Красов: День Победы стал всенародным праздником, частью души каждого россиянина Андрей Красов: День Победы стал всенародным праздником, частью души каждого россиянина
09 мая 2017
В День Победы, 9 Мая, в Рязанской области более 168 тысяч человек приняли участие в торжественном шествии "Бессмертного полка" В День Победы, 9 Мая, в Рязанской области более 168 тысяч человек приняли участие в торжественном шествии "Бессмертного полка"
09 мая 2017
Рязанцы отпраздновали 72-ую годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной войне Рязанцы отпраздновали 72-ую годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной войне

Рекомендуем

14 сентября 2017
Руководитель команды «Их разыскивает милиция» Владимир Нечаев: «КВН – это не для слабонервных!» Руководитель команды «Их разыскивает милиция» Владимир Нечаев: «КВН – это не для слабонервных!»
07 сентября 2017
В Рязани пройдет акция по раздельному сбору мусора В Рязани пройдет акция по раздельному сбору мусора
06 сентября 2017
Рязанские полицейские рассказали, как не стать жертвой велоугонщиков Рязанские полицейские рассказали, как не стать жертвой велоугонщиков
Все рекомендации

Комментарии (0)